МНОГОЖЕНСТВО:
Если б я был султан, я б имел…

Несколько лет назад одна из российских социологических служб провела опрос населения на тему: стоит ли разрешать многоженство для отечественных мусульман? Точных цифр не помню, но что-то около половины мужчин и, что любопытно, треть женщин с одобрением отнеслись к этой идее.

Дщери Евы полагали, что так были бы решены проблемы одиноких женщин и рождаемость в стране. Адамовы же потомки утверждали: редкий муж пойдет на сторону, имея гарем. А нескольким женам, дескать, легче вести хозяйство и воспитывать детей. Но самое любопытное в том, что из всех мужчин, сказавших многоженству "да", лишь четверть были мусульманами по вере либо по крови. Из прочих каждый пятый с сожалением отметил свою непричастность к исламу, а каждый десятый ради такого дела выразил готовность встать под зеленые знамена пророка.

"Если я бы султан, я б имел трех жен…" Песенка из "Кавказской пленницы" - мечта многих российских мужиков. Зульфия штопает носки, Зухра подтирает попки наследникам, а Гульчатай засаливает огурчики на зиму. Глава же семьи возлег на диван и, попивая пивко, наслаждается футболом. А каждую ночь одна из жен ублажает тело мужа изысканными ласками. М-м-м!
Какое разочарование для мечтателей - узнать, что их представления о гареме, семейных обязанностях и законах Шариата в корне отличаются от того, что есть на самом деле. (Вообще-то, все, о чем я говорю ниже, - страшная мужская тайна, знание которой даст умной женщине серьезное оружие в семейных баталиях.)

Кто сказал, что Шариат предписывает женщине быть прислугой, рабыней, игрушкой для мужа? Кто сказал, что пророк Мухаммед установил для жены лишь два удела: удовлетворение похоти супруга и выполнение работ по дому? Кто сказал, что муж имеет право выгнать ее на улицу? Наконец, кто сказал, что муж вправе поколотить ее в наказание?
Мужчина, по законам Шариата, может иметь до четырех жен. Однако у него должны быть серьезные основания для того, чтобы жениться на второй и последующих. Например, нынешняя жена больна или не может родить ребенка. При этом у него нет права взять новых жен, если он не способен обеспечить их в равной степени всем необходимым: едой, одеждой, жильем. Но даже если муж отвечает всем требованиям, ему не стоит радоваться, что приобрел бесплатную рабсилу.

На жену, согласно законам Шариата, распространяется всего лишь одна обязанность - не отказывать супругу в близости (и при этом быть опрятной и приятной для него), и всего один запрет - на отказ в близости! Все остальное - работы по дому и хозяйству, воспитание детей - жена, старшая ли, любимая ли, единственная ли, делает добровольно или не делает вовсе! Более того, она вправе потребовать у мужа плату за то, что приготовила ему плов, выстирала его халат, сменила первенцу подгузник. Может даже отказаться что-либо делать, предложив мужу нанять кухарку, домработницу или няньку. (Представьте: жены разом объявили мужу забастовку, а ему на заводе задержали выплату зарплаты…)
Да и вообще мужчина, решивший завести гарем, рискует разориться. О расходах на содержание жен и плату за выполнение домашней работы я уже сказал. Немалые траты вызовет и желание хозяина гарема развестись с надоевшей супругой. Сама-то процедура проста: мужу достаточно при свидетелях трижды сказать "уходи" - "талок". И все. Ну, а дальше ему придется в прямом смысле откупаться от теперь уже бывшей супруги, обеспечивая ей экономическую независимость, отдав значительную часть имущества (особенно, если она остается с детьми) и даже купив ей дом.
Муж, по Шариату, не только не имеет права бить жену (грех!), но и оскорблять, ругать бранными, матерными словами. Послав ее (по российской аналогии) по известному адресу или назвав женщиной легкого поведения, мужчина фактически объявляет о разводе. Правда, это будет позорно и для него, и для жены. А совместные дети будут считаться незаконнорожденными.

Словом, не Коран, а какой-то исламский билль о правах замужней женщины! А как же закутанные в балахоны и чадру жены, следующие на почтительном расстоянии от мужа? А безропотные существа, месящие глину, пекущие хлеб, терпящие побои супруга? Это ведь все было! Как же так получилось, что женщины нашего Востока всегда были, да и до сих пор остаются самыми бесправными и в обществе, и в семье?
А вот так. Мы с вами, граждане великой страны Советов 10-20-30 лет назад знали свои права человека? - То-то! Ильич был не так уж не прав, говоря молодежи: "Учиться, учиться и еще раз учиться!" А мусульманская-то женщина учиться читать начала только при Советской власти (спасибо, конечно, партии за это!). И то - на русском, а не на арабском языке, на котором все главные книги ислама написаны. Как же ей о своих правах, пророком установленных, узнать? Вот и приходилось верить на слово знающим людям. А кто был самый знающий на Востоке? - Мулла да кади. Нешто священник и судья подложат свинью остальным джигитам - расскажут женщине о том, что она имеет право из мужа веревки вить? Лучше уж пусть вековые традиции соблюдает: сзади мужа ходит, детей нянчит, шагу лишнего без разрешения своего хозяина не делает. И пусть эти традиции никакого отношения к законам Шариата не имеют. - Так деды и прадеды жили. Так и мы жить будем.
И сегодня женщине-мусульманке никто об этом особо не рассказывает. Да и кто это сделает? Многие нынешние муллы, не говоря уже о простых верующих, сами только недавно Коран открыли. Тонкостей не знают - тут бы в арабской вязи хоть чуть-чуть разобраться. А традиции, сколь бы дикими они ни были - они ведь не в Коране записаны - в крови народной.

Кстати, информация к размышлению. В развитых странах мусульманского мира - Турции, Иране, Пакистане и других - отношение к женщине качественно иное, нежели в отсталых исламистских государствах. Более, что ли, европейское. В них вовсе не отрицаются вековые традиции. Но женщина лучше знает свои права, обязанности и запреты, прописанные в законах Шариата. Чужие должны видеть только лицо, кисти рук и ступни ног? - Прекрасно, но что будет прикрывать тело - роскошное платье или джинсовая пара - не имеет значения. В семье главой должен быть мужчина? - Замечательно, но если он умер, с обязанностями главы вполне справится и его жена. Вековые традиции ничуть не мешают мужчинам-водителям помогать женщине сменить проколотое колесо или залить бензин.
Да и отношение к полигамии значительно отличается от того, что было еще сто лет назад. Мужчина по Шариату может иметь нескольких жен? - Может, но не должен. Сегодня в Иране большинство довольствуется моногамией. Многоженство же скорее признак люмпенов да жителей глухой провинции.
В бывших советских республиках, а ныне суверенных государствах Средней Азии многоженство официально не разрешено. Но там, где сильны исламские тенденции, за полигамные браки уже не осуждают и тем паче не расстреливают. Например, в Таджикистане всего несколько лет назад для мужчины было едва ли ни позорным иметь двух и более жен. Равно как и для женщины - быть второй женой. Но за пятилетие гражданской войны в стране погибло много мужчин. И слишком много жен стали вдовами, а детей - сиротами. В нищей разоренной стране женщине в одиночку не выжить. Потому многие из них и ищут спасения в полигамных браках. И отношение к ним уже не столь презрительное.

Времена меняются. Где-то многоженство вновь входит в привычку целых народов, а где-то становится архаикой. На вкус, как говорится, и цвет… (Фу, какая банальщина!) Кстати, о вкусах. Информация для немусульманских женщин, мечтающих о жизни в гареме хотя бы из двух жен. Коран и законы Шариата не запрещают мусульманам жениться на представительницах любых национальностей. Кроме тех, религия которых не имеет Святых книг (Торы, Евангелия, Корана).
Дерзайте!


Благодарю за представленные сведения Додо Атовулло, главного редактора газеты "Чароги руз".

"Алфавит" 1998г.



Назад



Hosted by uCoz